Очень не хочется мне высказываться по текущей повестке, но поскольку я выбрала быть представленной в интернет пространстве в своем профессиональном качестве, то и отмолчаться и вообще не прокомментировать происходящее, вроде как, не могу.
(далее следует долгий скучный неприятный, но полезный текст)
1. Обычно я имею свою позицию по поводу каких-то происходящих в стране и в мире событий политического характера. Чаще всего эта позиция не нравится никому из противоборствующих сторон. Высказывать ее тут я не буду принципиально, во-первых, потому, что я считаю свою позицию по поводу того или иного события делом личным, даже, не побоюсь этого слова, интимным, а во-вторых, чтоб не преумножать срач и не плодить энтропию.
2. Для того, чтоб дать (относительно) объективную оценку происходящему, необходимо обладать знаниями в области политики, экономики, психологии и социологии, а еще сохранять трезвость мышления засчет эмоциональной невовлеченности, не иметь ярко выраженных интересов в происходящем и не иметь ярко выраженных предпочтений (то есть не симпатизировать ни одной из сторон), а еще иметь доступ к (относительно) достоверной информации о происходящем. Вы соответствуете всем пунктам? Если нет – промолчите.
3. К слову о достоверности информации.
Многие ли из тех, кого вы знаете/читаете, соответствуют выше заявленным пунктам?
Если нет, тогда фильтруйте любую поступающую информацию. Не можете фильтровать, чувствуете, что слишком вовлекаетесь и начинаете воспринимать чересчур лично – не читайте.
Любую входящую информацию проверяйте по нескольким разным источникам. На данный момент имеем два диаметрально противоположных видения ситуации (а значит и освещения происходящих событий), это значит, что реальное положение вещей – где-то плюс-минус посередине. Доверяйте фактам. Если текст источника довольно эмоционален, шанс на попытку искажения информации или манипулирование оной увеличивается.
Все мы, к счастью или к сожалению, не имеем доступа ко всей полноте информации, иными словами – мы ни хрена не знаем, что на самом деле происходит и мало на что по-настоящему влияем. Из этого вытекает следующий пункт.
4. Осознание этого факта рождает много сложных чувств, связанных с чувством собственного бессилия, беспомощности, рожденной потерей контроля, и попытками эмоциональной сферы это ощущение компенсировать за счет стыда, тревоги и/или агрессии (иногда всего сразу). Это мало связано с ситуацией, это про ваши личные психологические процессы. Имеет смысл их прожить, проработать и смириться. Не получается самому – тогда с помощью специалиста.
5. Если вы хотите как-то поучаствовать или что-то сделать для какой-либо из сторон конфликта (или для обеих), самое лучшее, что вы можете сделать – это успокоиться. Огромное количество фатальных решений было принято исключительно из благих побуждений в состоянии аффекта и эмоциональной ажиотации и не подкрепленного анализом энтузиазма.
Успокойтесь. Найдите глубинную мотивацию своего желания. Она действительно так альтруистична, ка вам кажется? Если, пройдя и отработав стадию эмоционального реагирования, вы пришли к выводу, что все-таки хотите действовать, максимально включайте рациональное мышление – аналитику, планирование, выявление причинно-следственных связей (это чтоб представлять, какие последствия будут у того действия, которое вы собираетесь предпринять – у вас лично, у вашего окружения, у тех, для кого вы стараетесь, принесет ли ваше действие желаемый эффект и т.д.). И только потом делайте.
6. Те, кому стыдно. Сейчас, может, жестко скажу, но я в таких вопросах излишком доброты не страдаю, а из песни слов не выкинешь.
Если из-за действия третьих лиц, к которым вы лично не имеете отношения (не знакомы, не выбирали, не назначали) вы испытываете стыд за себя/страну/свою национальную принадлежность, то третьи лица не причем. (ну, или причем очень опосредованно). Это, опять же, про ваши глубинные психологические процессы, связанные с гиперответственностью, сепарационными проблемами и проблемами собственной идентичности. С этим – либо в эмиграцию, либо в терапию. Первое проще, второе эффективнее.
Уместнее в этой ситуации испытывать стыд тем, постит оскорбления, говорит гадости незнакомым людям, производит и публикует фейки, злорадствует нам поражениями и смертями стороны-оппонента, сливает на несогласных с его позицией немотивированную/гипертрофированную агрессию, разжигает межнациональную рознь, манипулирует. Но им обычно не стыдно.
Если вы всего этого не делаете, то вы молодец, стыдится вам нечего. Если еще и умудряетесь кому-то помогать – молодец вдвойне.
7. Про «нет войне».
Для большинства из нас столкновение с такой травмирующей темой как война крайне болезненно и практически непереносимо. Травма есть травма, испытывать боль, кричать о ней и хотеть немедленного ее прекращения вполне нормально для человека.
Но если смотреть на вещи трезво, то надо понимать, что процессы такой центробежной силы как военные действия, не остановить на раз-два. Это началось, это продолжается, это нуждается в завершении. Даже если прямо сейчас ударить по тормозам, остановка мгновенной не будет, тормозной путь будет довольно длинным. Запущенные процессы нельзя просто выключить, они нуждаются в завершении, а не прекращении (что бывает со страной, которая просто прекращает воевать и уходит, мы хорошо знаем по Первой мировой и по Афгану).
Уже все сломано, бросить так, как есть, нельзя, надо лечить, ну, или хоть лангету наложить. Что, в прочем, совершенно не мешает тому, кому больно, орать «Сделайте что-нибудь, прекратите это немедленно! Уберите руки, не трогайте!» Но если врачи его в этот момент послушают, может выйти в разы хуже.
8. Геополитика вообще процесс особый, за гранью добра и зла, поэтому не пытайтесь его оценивать с точки зрения общечеловеческой. Стратегическое планирование на тех уровнях, на которых оно сейчас происходит, подразумевает определенную деформацию личности в сторону обезличенности восприятия и сведению процесса к этакому бесстрастному решению теоретических задач. Да-да, это про «человеческие ресурсы», «винтики и гаечки», «человеческие потери» вместо «количество убитых» и т.д. (вспомните «Игру Эндера» - отличная иллюстрация)
Потому что без этой деформации, которая выступает своего рода психологической защитой, крыша у человека, оказавшегося на вершине власти (если он, конечно, уже не психопат) отъезжает очень быстро – вспомним первого президента с его уходом от реальности в запои.
Тот же цинизм в легких формах присущ медикам определенных категорий (хирурги, травматологи, вся медицина катастроф), спасателям, военным и прочим представителям тех профессий, чья работа подразумевает принятие тяжелых морально и этически невозможных решений (проще говоря, кого спасать, а кому умирать).
Если вам не доводилось в жизни принимать подобные решения, не осуждайте, пожалуйста (по возможности).
А еще политика – это всегда про передел денег, ресурсов, благ и сфер влияния, страшненькие такие шахматные партии. Правых и виноватых там обычно нет, а вот непорядочных людей со всех сторон – навалом. А иногда и порядочных, но зашоренных своими представлениями о правильности и не видящих другого выхода. Тоже со всех сторон.
9. К слову о профессиях. Была неприятно удивлена обилием эмоциональных, а порой даже истеричных постов от психологов, коучей и прочих представителей помогающих профессий.
Коллеги, это недопустимо. Сразу в ответ на возможные возражения – да, вы тоже люди и тоже имеете право на эмоции. Вы даже имеете право с ними не справиться (хотя это уже странно – как вы тогда с людьми работаете, если со своими эмоциями справиться не можете, но тоже бывает).
А вот права сливать свои тяжелые эмоции в общее информационное пространство, коль скоро вы выбрали представлять себя там в профессиональном плане, уже не имеете, извините.
Noblesse oblige, положение обязывает. Вы обладаете набором специальных знаний, которые могут быть использованы как во благо, так и во вред, которые делают вас экспертом. Вы берете за свою экспертность деньги, и большие. А значит вы несете ответственность за свои проявления в публичном пространстве. (то же касается всяких лидеров мнений, инфлуенсеров и т.д.)
Вы должны были изучать психологию больших социальных групп и массовые психические явления, а значит не можете не понимать влияния на них эмоционально заряженных высказываний тех, кому в обществе присвоен определенный вес и экспертность. А зная это и продолжая поступать так, вы уже манипулируете общественным мнением.
Кроме того, что немаловажно, если вы публично эмоционируете и рассыпаетесь на части в условиях кризиса, то же самое происходит с вашей аудиторией. Вы расшатываете психику людей, которые выбрали вас в качестве эксперта, а значит вредите им.
Это так же недопустимо, как если б врач вместо того, чтоб лечить людей, начал ломать им руки и ноги, объясняя это своим эмоциональным состоянием, а пожарный начал бы поджигать дома вместо того, чтобы их тушить.
Все мы сейчас находимся в экстремальной ситуации, а это значит, что людям, имеющим специальную квалификацию и подготовку, надо на время перестать быть просто людьми и стать профессионалами. Вы специалисты помогающих профессий – ну, так и помогайте людям. Ну, или тихонечко приводите себя в порядок, если раскомпенсировались и не можете.
А о том, как вам самому было плохо, страшно и тяжело, расскажете потом своему терапевту. В данный момент ваша работа – быть стабильными. Вот ею и займитесь.
В свою очередь, спасибо огромное тем коллегам, которые воздержались от высказывания своего мнения о происходящем и описывания подробностей своего эмоционального состояния, а вместо этого оперативно выложили у себя памятки о том, как справляться со сложными эмоциями, провели эфиры и в усложнившихся в разы условиях продолжают вести прием, тренинги и прочие мероприятия, связанные с улучшением качества жизни людей.
10. 24-го февраля я проснулась с ощущением тревоги. Проанализировав свое состояние, пришла к выводу, что тревога иррациональна, поставила себе галочку, что надо при случае отнести ее своему психологу. Через полчаса я прочитала новости. Тот случай, когда то, что ты считаешь паранойей, оказывается отменно работающей интуицией. А дальше я разобралась со своей тревогой с помощью доступных мне техник, выпила чашку кофе и пошла работать. И без остановки работала следующие три дня. В воскресенье съездила за город в баню с девочками, чтоб привести себя в порядок и восстановить ресурсы. И с завтрашнего дня продолжу вести прием, отвечать на вопросы, давать рекомендации и просто быть стабильной опорой тем, кто в этом нуждается.
Я никого ни к чему не призываю. Я не участвую в какой-то социальной движухе в поддержку любой из сторон. Я мало на что могу реально повлиять в нынешней ситуации. Зато я могу делать свое дело. И от этого мне и другим людям становится легче.
Я просто делаю свою работу. И всем того же желаю - делать свое дело, по возможности, хорошо.
Потому что, если б все, начиная от последнего дворника и заканчивая главами государств, хорошо делали свою работу, нынешний кризис мог бы и не состояться.
Всем добра, мирного неба, душевного равновесия и здравого смысла!
P.S.: Нет, вру, все-таки призываю. Призываю всех в любой ситуации оставаться людьми в лучшем понимании этого слова, быть по отношению друг к другу вежливыми и бережными, независимо от национальностей и убеждений. А еще думать головой, руководствоваться в первую очередь фактами, логикой и критическим мышлением и не забывать про психо-эмоциональную гигиену. И тогда мы со всем обязательно справимся.
P.Р.S.: за срач и истерику в комментах банить буду нещадно – пусть это будет мой вклад в дело нераспространения хаоса.
Ваша психолог Краснова.